Дизельное топливо и его особенности.
Существование наземной и судовой техники невозможно себе представить без наличия соответствующего топлива. Для работы дизельных, а также газотурбинных двигателей используется дизельное топливо. Такие характеристики, как высокая степень сжатия (составляющая 18 в быстроходных дизелях) и экономичный расход топлива (ниже на 25-30 % чем в карбюраторных двигателях) служат гарантией популярности дизелей.
С другой стороны дизели сложнее изготавливать, они обладают большими габаритами по сравнению с карбюраторами. Однако их мощность и надежность, а также экономичность не уступают карбюраторным двигателям.
Основные характеристики дизельного топлива.
- Плотность и вязкость, благодаря которым происходит стабильная подача топлива, а также распыление в камере сгорания. Эти же свойства обеспечивают и высокую работоспособность всей системы фильтрования;
- фракционный состав топлива, который определяет степень полноты сгорания, а также токсичность двигательных газов;
- цетановое число - оно определяет высокие экономические и мощностные качества работы двигателя;
- температура вспышки - по ней определяют безопасность использования топлива в дизелях;
- присутствие непредельных углеводородов и металлов, а также сернистых соединений, которые характеризуют износ, коррозию и образование нагара;
- низкотемпературные свойства, которые определяют работу системы питания при низких температурах, и условия, необходимые для хранения топлива;
- степень чистоты, которая характеризует надежность и непрерывность функционирования фильтров очистки, а также цилиндро-поршневой группы дизельного двигателя.
Из чего состоит дизельное топливо? Ассортимент и качественные показатели.
В соответствии с ГОСТ 305-82 выпускается дизельное топливо трех марок:
Марка "Л". Это топливо используется по большей части летом, температура окружающей среды должна быть выше 0 градусов. Содержание серы в нем - не выше 0,2%.
Марка "З". Это зимнее топливо, при заст < -35 градусов и п < -25 градусов оно выдерживает температуру до минус 20 градусов, а имея заст < -45 градусов и п < -35 градусов может применяться при температуре воздуха до минус 30 градусов. Содержание серы - 0,5 %.
Марка "А" - арктическое топливо. Его температура использования - до минус 50 градусов. Содержание серы - 0,4 %. Дизельное топливо марки "А" обозначается как А-0,2.
Согласно ГОСТ 305-82 производится дизельное топливо путем компаундирования гидроочищенных и прямогонных фракций в таких пропорциях, которые гарантируют выполнение стандартов на содержание серы. Роль сырья для гидроочистки выполняют среднедистилляторные фракции прямой перегонки, а также вторичных процессов; обычно легкий газойль каталитического крекинга и прямогонное дизельное топливо.
В зависимости от качества перерабатываемой нефти изменяется содержание серы в прямогонных фракциях: от 0,8 до 1 % (для сернистых нефтей); в гидроочищенном компоненте - 0,08 % - 0,1 %.
Если достигнута соответствующая договоренность с потребителем, то разрешена выработка и использование дизельного топлива, имеющего температуру застывания 0 градусов (температура помутнения не нормируется). Согласно ГОСТ 305-82 условное обозначение летнего топлива - Л-0,2-40 (указывается содержание серы и температура вспышки), зимнего топлива - З-0,2-35 (указывается содержание серы и температура застывания).
Мазут. Области применения.
При производстве многих продуктов, таких как моторные масла, кокс, битумы, смазочные масла и т.д., используется мазут. Кроме этого, мазут применяется и в качестве котельного топлива.
Мазут представляет собой нефтепродукт, но при этом он может производиться и из каменных углей, а также горючих сланцев, однако такие варианты мазута предназначаются для потребления в месте производства, а потому не изготавливаются в больших количествах.
Мазут является смесью большого количества различных компонентов, среди которых имеются некоторые органические соединения, нефтяные смолы, карбены, углеводороды с молекулярной массой 400-1000 г/моль. Консистенция мазута жидкая, а цвет темно-коричневый.
В настоящее время известны следующие виды мазута: топочные, прямогонные, крекинг-мазут, флотский, печное бытовое топливо.
Мазут представляет собой остаток первичной перегонки нефти и может применяться в качестве котельного топлива - облегченный мазут (выше 330?С), а также в качестве сырья, в последующем перерабатываемого на масляные фракции до гудрона, который применяется при производстве масел - утяжеленный мазут (выше 360?С).
Кроме этого, если раньше мазут использовался как сырье установок термического крекинга, то на сегодняшний день он применяется и в качестве сырья установок гидрокрекинга и каталитического крекинга.
Используя разные составы и физико-химические свойства исходного материала, имеется возможность получать мазут, обладающий различными свойствами. В зависимости от плотности, вязкости и содержания в составе мазута серы производится оценка его качества. Плотность мазута определяют при температуре 20?С, и она должна составлять 0,89 - 1 грамм на кубический сантиметр.
Не менее важным параметром оценки качества является температура застывания, которая варьируется от 10 до 50?С, но исключением являются флотские мазуты, для которых данная температура составляет от минус 5 до минус 10?С. Вязкость мазута должна находиться в пределах 8-80 мм2/с и измеряется при температуре 100?С.
Содержание в составе мазута серы должно составлять 0,5 - 3,5 %. Благодаря таким эксплуатационным свойствам мазута, как небольшое (менее 0,3%) содержание золы и высокая теплопроводность, имеется возможность получать требуемые температуры при вполне небольшом расходе сырья.
На сегодняшний день большое количество мазута перерабатывается, и в результате переработки получаются дистиллятные смазочные материалы и моторные топлива. Несмотря на то, что мазут применяется во многих отраслях, основными его потребителями являются предприятия промышленности, а также жилищно-коммунальные хозяйства.
Мазут применяется в двигателях морских судов и тепловозов, но наиболее широко используется как топливо для паровых котлов, промышленных печей и котельных установок.
Пик потребления мазута выпадает на зимний сезон, однако, это не означает, что на него нет спроса в остальное время года.
В современное время наиболее популярен мазут М-100.
|